Новомученики нашего храма

Свя­щен­но­му­че­ник Сер­гий ро­дил­ся 20 сен­тяб­ря 1893 го­да в се­ле Ва­ни­ло­во Ашит­ков­ской во­ло­сти Брон­ниц­ко­го уез­да Мос­ков­ской гу­бер­нии в се­мье пса­лом­щи­ка Алек­сандра Дмит­ри­е­ви­ча Ло­се­ва. В 1908 го­ду Сер­гей окон­чил Ко­ло­мен­ское ду­хов­ное учи­ли­ще, в 1915 го­ду — Мос­ков­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию и в те­че­ние двух с по­ло­ви­ной ме­ся­цев слу­жил в хра­ме пса­лом­щи­ком. В это вре­мя он же­нил­ся на де­ви­це Вар­ва­ре, ко­то­рая ра­бо­та­ла учи­тель­ни­цей и впо­след­ствии ста­ла вер­ной ему по­мощ­ни­цей. В том же го­ду Сер­гей Алек­сан­дро­вич был ру­ко­по­ло­жен во диа­ко­на, а через пол­то­ра го­да во свя­щен­ни­ка. С 1926 го­да и до сво­е­го аре­ста он слу­жил в хра­ме Рож­де­ства Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы в се­ле Ка­пот­ня, во­шед­шем те­перь в чер­ту Моск­вы.

Отец Сер­гий во все вре­мя го­не­ний от без­бож­ных вла­стей де­лал все от него за­ви­ся­щее, чтобы храм не был за­крыт, для че­го ему не раз при­хо­ди­лось об­ра­щать­ся за по­мо­щью к при­хо­жа­нам, чтобы они по­мог­ли вы­пла­тить на­ло­ги, на­ла­гав­ши­е­ся на храм мест­ной вла­стью.
27 но­яб­ря 1937 го­да отец Сер­гий был аре­сто­ван и за­клю­чен в Та­ган­скую тюрь­му в Москве и на сле­ду­ю­щий день до­про­шен.
— След­ствию из­вест­но, что вы ор­га­ни­зо­вы­ва­ли сбор средств сре­ди кол­хоз­ни­ков се­ла Ка­пот­ня и ра­бо­чих кре­кинг-за­во­да на со­дер­жа­ние се­бя, — за­явил сле­до­ва­тель.
— Да, дей­стви­тель­но, сбор средств я ор­га­ни­зо­вы­вал, — от­ве­тил свя­щен­ник, — толь­ко я от­ри­цаю, что сред­ства я со­би­рал для се­бя, все день­ги по­шли на нуж­ды церк­ви.
— След­ствию из­вест­но, что вы умыш­лен­но устра­и­ва­ли бо­го­слу­же­ния во вре­мя убо­роч­ной кам­па­нии, чтобы со­рвать ра­бо­ты в кол­хо­зе.
— Да, бо­го­слу­же­ния устра­и­ва­лись во вре­мя убо­роч­ной кам­па­нии, и тем кол­хоз­ни­ки от­вле­ка­лись от ра­бо­ты в кол­хо­зе, а ра­бо­чие на про­из­вод­стве. Но это де­ла­лось без це­ли, умыш­лен­но­сти в та­ком на­зна­че­нии вре­ме­ни бо­го­слу­же­ний не бы­ло. Служ­ба со­вер­ша­лась в цер­ков­ные празд­ни­ки и вос­крес­ные дни.
— След­ствию из­вест­но, что вы сре­ди кол­хоз­ни­ков и ра­бо­чих ве­ли контр­ре­во­лю­ци­он­ную аги­та­цию. Дай­те от­вет.
— Это я от­ри­цаю, — от­ве­тил свя­щен­ник, и на этом до­про­сы бы­ли за­кон­че­ны.
2 де­каб­ря пред­се­да­тель мест­но­го сель­со­ве­та по тре­бо­ва­нию со­труд­ни­ков НКВД со­ста­вил ха­рак­те­ри­сти­ку на от­ца Сер­гия, в ко­то­рой пи­сал, что свя­щен­ник на про­тя­же­нии все­го вре­ме­ни сво­е­го слу­же­ния в хра­ме в Ка­потне умыш­лен­но си­сте­ма­ти­че­ски со­вер­шал бо­го­слу­же­ния в церк­ви и тем от­ры­вал кол­хоз­ни­ков от поле­вых ра­бот, а ра­бо­чих от про­из­вод­ства, ча­сто устра­и­вал де­неж­ные по­бо­ры сре­ди на­се­ле­ния для сво­ей лич­ной поль­зы, ор­га­ни­зо­вы­вал в сво­ем до­ме сбо­ри­ща ку­ла­ков, на ко­то­рых вел ан­ти­со­вет­ские раз­го­во­ры, осуж­дая ме­ро­при­я­тия со­вет­ской вла­сти. Все вре­мя он вра­щал­ся сре­ди ку­ла­ков-ли­шен­цев, имея с ни­ми креп­кую связь. «Все это, — за­клю­чал пред­се­да­тель, — го­во­рит о том, что ка­пот­нев­ский поп опас­ный эле­мент для со­вет­ской вла­сти»[2]. К этой ха­рак­те­ри­сти­ке бы­ли при­со­еди­не­ны по­ка­за­ния де­жур­ных сви­де­те­лей — за­ве­ду­ю­ще­го из­бой-чи­таль­ней, пред­се­да­те­ля и сек­ре­та­ря сель­со­ве­та.
7 де­каб­ря 1937 го­да трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла от­ца Сер­гия к де­ся­ти го­дам за­клю­че­ния в ис­пра­ви­тель­но-тру­до­вом ла­ге­ре, и он был от­прав­лен в ла­герь, на­хо­див­ший­ся на тер­ри­то­рии Азер­бай­джан­ской рес­пуб­ли­ки.
Вско­ре по­сле аре­ста от­ца Сер­гия те же са­мые лже­сви­де­те­ли на­пра­ви­ли в НКВД до­но­сы на его су­пру­гу Вар­ва­ру Ива­нов­ну, буд­то она го­во­ри­ла им, что они по­са­ди­ли ее му­жа, и угро­жа­ла им ка­ра­ми, ес­ли и не в на­сто­я­щем вре­ме­ни, то в бу­ду­щем, и ес­ли не им, то их де­тям.

Му­че­ни­ца Вар­ва­ра ро­ди­лась в 1894 го­ду в кре­стьян­ской се­мье, ко вре­ме­ни рож­де­ния до­че­ри ро­ди­те­ли пе­ре­бра­лись в Моск­ву, где ее отец ра­бо­тал са­пож­ни­ком. Ро­ди­те­ли да­ли Вар­ва­ре хо­ро­шее об­ра­зо­ва­ние, по­лу­чив ко­то­рое она ста­ла ра­бо­тать учи­тель­ни­цей.
В 1915 го­ду она вы­шла за­муж за Сер­гея Алек­сан­дро­ви­ча Ло­се­ва; в ско­ром вре­ме­ни он был ру­ко­по­ло­жен во диа­ко­на и за­тем во свя­щен­ни­ка. Вар­ва­ра Ива­нов­на бы­ла аре­сто­ва­на 16 фев­ра­ля 1938 го­да и за­клю­че­на в его­рьев­скую тюрь­му.
— След­ствие име­ет дан­ные, что вы по­сле аре­ста ва­ше­го му­жа сре­ди на­се­ле­ния ве­ли контр­ре­во­лю­ци­он­ную де­я­тель­ность. Дай­те от­вет, — по­тре­бо­вал сле­до­ва­тель.
— Это я от­ри­цаю, — от­ве­ти­ла Вар­ва­ра Ива­нов­на.
— След­ствию из­вест­но, что вы по­сле аре­ста ва­ше­го му­жа на­но­си­ли угро­зы чле­нам ВКП(б) и ак­ти­ви­стам, угро­жая с ни­ми рас­счи­тать­ся.
— Это я от­ри­цаю.
— Ска­жи­те, Ло­се­ва, как бы­ло на­стро­е­но к вла­сти ду­хо­вен­ство в мо­мент со­вер­ше­ния Ок­тябрь­ской ре­во­лю­ции?
— Ду­хо­вен­ство встре­ти­ло Ок­тябрь­скую ре­во­лю­цию враж­деб­но.
— А как встре­ти­ли Ок­тябрь­скую ре­во­лю­цию вы?
— Так же, как и все граж­дане.
— Ска­жи­те, Ло­се­ва, за что аре­сто­ван ваш муж?
— Мне это неиз­вест­но, но я счи­таю, что муж ни­ко­му не при­но­сил вре­да.
— При­зна­е­те ли вы се­бя ви­нов­ной в контр­ре­во­лю­ци­он­ной аги­та­ции сре­ди на­се­ле­ния, что вы вы­ра­жа­ли недо­воль­ство ВКП(б) и ру­ко­во­ди­те­ля­ми вла­сти?
— Ви­нов­ной се­бя в контр­ре­во­лю­ци­он­ной аги­та­ции не при­знаю, ни­че­го я не го­во­ри­ла.
25 фев­ра­ля 1938 го­да трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла Вар­ва­ру Ива­нов­ну к рас­стре­лу. Вар­ва­ра Ива­нов­на Ло­се­ва бы­ла рас­стре­ля­на 7 мар­та 1938 го­да и по­гре­бе­на в без­вест­ной об­щей мо­ги­ле на по­ли­гоне Бу­то­во под Моск­вой. Свя­щен­ник Сер­гий Ло­сев скон­чал­ся в за­клю­че­нии 29 сен­тяб­ря 1942 го­да и был по­гре­бен в без­вест­ной мо­ги­ле.

Священномученик Петр родился 6 января 1867 года в селе Свитино Подольского уезда Московской губернии в семье псаломщика Павла Петровича Любимова. В 1882 году Петр окончил Перервинское духовное училище, в 1888 году – Московскую Духовную семинарию. До 1893 года Петр Павлович преподавал в Ваниловской церковноприходской школе в Бронницком уезде, а затем, до 1900 года, – в церковноприходской школе в селе Вертково того же уезда.

В 1900 году Петр Павлович стал служить псаломщиком в храме святителя Николая в Плотниках на Арбате в Москве и 26 сентября 1903 года был рукоположен во священника и назначен настоятелем Успенской церкви в селе Кишкино Бронницкого уезда Московской губернии. С 1903-го по 1919 год отец Петр был законоучителем Кишкинского начального земского училища. В 1908 году он обратился к епископу Дмитровскому Трифону (Туркестанову) с просьбой разрешить постройку нового каменного храма, поскольку старый храм весьма обветшал. Усилиями священника и прихожан новый храм был вскоре отстроен и в 1912 году освящен. В 1920 году отец Петр был награжден наперсным крестом, а затем возведен в сан протоиерея и награжден митрой.

В 1920–1930 годах власти неоднократно делали попытки закрыть храм в селе Кишкино, используя для этой цели налоги, которые они все более и более увеличивали, но священник старался выплачивать вовремя требуемые суммы.

В 1936 году в соседнем селе Мартыновском был арестован священник Петр Кедров, и староста этого храма Надежда Петровна Аббакумова стала приглашать отца Петра Любимова служить к ним; с этого времени священнику пришлось окормлять два прихода.

Протоиерей Петр Любимов и староста Надежда Аббакумова были арестованы 2 марта 1938 года и заключены в каширскую тюрьму.

– Знаете ли вы гражданку Надежду Петровну Аббакумову? – спросил священника следователь.

– Гражданку Аббакумову я знаю, – ответил он.

– Какую вы имели с ней связь и в чем она выражалась?

– По работе в церкви, так как она является церковной старостой.

– Были ли у вас разговоры на квартире Аббакумовой о том, что скоро будет война?

– Никаких разговоров о войне с Аббакумовой не было.

– Признаете ли вы себя виновным в предъявленном вам обвинении в антисоветской агитации и контрреволюционной деятельности?

– Виновным себя в предъявленном мне обвинении не признаю.

9 марта 1938 года тройка НКВД приговорила отца Петра к расстрелу. Протоиерей Петр Любимов был расстрелян 14 марта 1938 года и погребен в общей безвестной могиле на полигоне Бутово под Москвой.